• Об экологии петербуржцы сейчас говорят куда меньше, чем 20 лет назад, что, конечно же, радует — тема перестала быть больной. В девяностые годы, как многие помнят, прогуляться по центру города было то же самое, что съесть ложку грязи: снег в течение суток окрашивался в черный цвет, а летом фасады и окна зданий на оживленных проспектах покрывал слой сажи и пыли. Сейчас дышится легче. Спасибо автомобильному и бензиновому прогрессу — введению экологических стандартов для транспорта Евро-4 и Евро-5, а также вернувшейся из ленинградских времен практике ежедневного мытья улиц, новинке — машинам-пылесосам и вспомнившим о своих обязанностях дворникам. В общем, благодаря сочетанию старых и новых технологий воздух в центре, не говоря уж о периферии, стал вполне пригоден для дыхания. Вряд ли совпадение, что в Петербурге стала быстро расти и средняя продолжительность жизни.

    Однако список экологических успехов короче, чем хотелось бы. Сейчас основная проблема — состояние водоемов. Мы почему-то смирились с тем, что нельзя купаться не

    только в экзотических водных артериях, таких как Обводный канал или Карповка, но и в Неве. Остаются проблемы со свалками, с химическими загрязнениями. Впрочем, город в плане экологии неоднороден, есть благополучные места, есть похуже. А многие ли знают, насколько чист их район? И вообще: какие районы в городе являются чистыми, а какие — грязными? Понятно, что Курортный район по определению должен быть чище, чем Центральный, но как обстоят дела на вашей улице, в вашем квартале?

    Полная и стопроцентно достоверная информация об этом есть, причем в открытом доступе. В конце июня Комитет по природопользованию администрации Санкт-Петербурга представил очередной ежегодный обзор «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2015 году» (его можно найти на сайте комитета).

    Правда, осилить этот 166-страничный труд, наглядно свидетельствующий, что экология — это не алармистские заявления различных общественных движений, а наука, сможет не каждый. А сводной экологической карты города, на которой грязные места были бы закрашены, например, пурпурным цветом, чистые — в зеленые и голубые тона, посмотрел — и все понятно, в этом докладе, увы, нет. Авторы (больше десяти научных и

    контролирующих организаций) ничего не скрывают, но сводная карта была бы просто некорректна. В одном месте может быть, к примеру, чистый воздух, но при этом грязные

    почвы и водоемы (и такие территории в городе есть). Каким же цветом их маркировать?

    Тем не менее, проштудировав доклад, выписав из таблиц, предварительно сверив их с картами расположения измерительных постов и датчиков, необходимые данные, вы можете получить экологический портрет своего микрорайона.

    Мы же попробуем на основании материалов комитета обрисовать обстановку в городе в целом. Главный вывод, который можно сделать из доклада: в Петербурге нет ни кристально чистых, ни безнадежно грязных районов. Идеальной чистоты в мегаполисе, увы, быть не может, но куда важнее, что нет и  по-настоящему опасных для здоровья мест — жить можно везде. Теперь подробней рассмотрим, что представляют собой воздушная, водная среда города и его почвы.

    За минувший год выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города составили 521 тысячу тонн. То есть если пересчитать на количество жителей, получится по 100 килограмм на человека. Главный загрязнитель — автотранспорт, на его долю приходится 86 % выбросов. Именно транспорт производит больше всего диоксида серы, оксида углерода, оксидов азота и прочих не очень полезных соединений и твердых веществ.

    После резкого улучшения обстановки в нулевых годах сейчас картина год от года меняется незначительно. Так, в 2013 году выбросы от транспорта составили 536 тысяч тонн, в 2014-м снизились до 513 тысяч, но в минувшем снова выросли.

    Почему? По данным отчета, общее количество машин в городе сокращается. Если в 2013 году их было 1,98 млн единиц, в четырнадцатом году — 1,9 млн, в минувшем — 1,87 млн. Но в прошлом году заметно — на 4,7 % — выросло число грузовиков, которые намного «грязнее» и прожорливее легковушек. Отсюда и рост выбросов. 

    Промышленность же и теплоэлектростанции по сравнению с автомобилями и автобусами чисты как снег, на их совести всего 14 % выбросов. Хотя, по данным станций мониторинга, это не в полной мере относится к промышленным Выборгскому, Кировскому, Невскому и Колпинскому районам.

    Картина по районам города достаточно предсказуема. Если взять такой загрязнитель воздуха, как оксиды азота, то в центральной части города их концентрация составляла в среднем 0,4 ПДК (предельно допустимой концентрации), в периферийных и вовсе 0,1 ПДК. Еще ниже концентрация оксида углерода (за исключением Приморского и Адмиралтейского районов).

    А вот содержание в воздухе мелкозернистых взвешенных частиц (пыли) достаточно велико по всему городу: в среднем 0,4 ПДК. Авторы исследований приводят подробные

    данные по каждому виду загрязнителей, но, если опустить подробности, оценка будет такова: в центральной части города загрязнение воздуха «повышенное» (хотя и не превышающее норм), в периферийных — допустимое. И все показатели качества петербургского воздуха укладываются в экологические нормативы ЕС — они для нас не обязательны, но сверяться с ними не грех. 

    Вода грязнее воздуха Если посмотреть таблицу «Характеристика загрязненности воды водотоков Санкт-Петербурга в 2014-2015 годах», картину увидим безрадостную. Замеры на различных участках главной водной артерии города — Невы и за 2014, и за 2015 год характеризуются оценками: «сильно загрязненная» и «загрязненная», лишь в паре мест она «слабо загрязненная». Приятными исключениями являются «слабо загрязненные» Мойка и Фонтанка (видимо, невское течение тащит вредные примеси по главному руслу).

    Почему вытекающая из чистейшего Ладожского озера Нева находится в непригодном  даже для купания состоянии? Ответственность за это целиком лежит на ее притоках —

    как тех, что впадают в области, так и городских: реках Тосне, Славянке, Ижоре, Охте и других.

    Ниже по течению каждой из этих речек концентрация в Неве железа, цинка, марганца, меди, свинца (точнее, их соединений), а также фенола, азота нитритного, органики, нефтепродуктов и прочих примесей резко возрастает.

    Помимо постоянного притока загрязнителей бывают и залповые: в прошлом году 8 раз

    фиксировался уровень ЭВЗ (экстремально высоких загрязнений). Как ни печально, но малые реки являются, по сути, сточными канавами, причем не только в области с ее фабриками, фермами, садоводствами, но и в городе. 

    «Очень загрязненной» является Черная речка, грязными — Охта, Ижора, также предельно грязной признана безымянная протока в Сестрорецке, в, казалось бы, образцово-показательном в плане экологии Курортном районе.

    Все химическое и органическое «добро», которое несет Нева, попадает в Невскую губу. Острой проблемой являются фосфор и азот, которые создают условия для бурного роста водорослей, что приводит к «цветению» воды. Купаться во внутренней части залива не рекомендуется нигде, но экологи отмечают, что по индексу загрязненности воды южный берег (в районе Стрельны, Петродворца, Ломоносова) чище северного берега — Ольгино и Лисьего Носа. Север — «загрязненный», юг — «умеренно загрязненный».

    В докладе еще много интересных, насыщенных информацией разделов: о радиационно-гигиенической обстановке, о работе с отходами, о состоянии зеленых насаждений и даже изменении климата. Желающие могут познакомиться с этим самостоятельно.


    Текст: Новости Московского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Московского района Санкт-Петербурга
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4