• В 2006-м, когда принималось решение строить на месте знаменитого, но устаревшего, фактически еще довоенного стадиона им. Кирова новую суперарену, условия для этого казались идеальными. «Зенит» и вообще футбол были на пике популярности, все ждали от петербургской команды и соборной страны новых успехов, а стадион должен был стать их базой и символом. Первоначальная смета в 6,7 миллиарда рублей даже по тем временам считалась скромной. А срок строительства в три года – ведь первые матчи на новой площадке планировали сыграть в 2009 году – казался хоть и долгим, но приемлемым.

    В итоге строительство продолжалось 10 лет, обошлось в 43,7 миллиарда рублей, что же касается «Зенита», то при нынешней его популярности даже «Петровский» с его 21 тысячей мест редко когда бывает заполнен.

    И все же, когда после первого «зрительского» теста нового стадиона 11 февраля автор этих строк спросил у знакомых спортивных журналистов и просто участников мероприятия: кто-нибудь жалеет, что стадион построен, – то все единодушно ответили: нет! И назвали причины, по которым этот стадион должен был быть построен, даже если бы в 2006-м удалось бы предвидеть будущее и знать, каковы будут реальные сроки и цена.

    Причина № 1.
    Петербург прошел свои «строительные университеты»

    Стадионный долгострой, сопровождавшийся сменой подрядчиков, переписыванием проектной документации, переделкой работ и, как итог, удорожанием сметы, имел в основе банальную причину: мы разучились проектировать и строить сложные объекты. Почему, спрашивается, на стадион не пригласили в качестве подрядчиков никого из «большой пятерки» петербургских строительных компаний? Ответ очевиден: они отлично умеют строить типовое жилье, но ничего больше. У дорожников и мостовиков ситуация немногим лучше. Поэтому стадион – исключительно сложный объект – строить было, по сути, некому. Обращаться к иностранцам, как на строительстве ЗСД и «Лахта центра», не захотели, что, наверное, правильно – свою строительную школу нужно возрождать. Учились на ходу, на своих ошибках, и закономерно, что в итоге доделывать объект пришлось единственной петербургской компании, которая в силу своей специфики сохранила инженерные и рабочие кадры, имеющие нужную квалификацию, – «Метрострою».

    В общем, стадион нужен был и потому, что стал школой и университетом для петербургских строителей, открыл на многое глаза и строительным вузам, и строительному блоку Смольного. Те, кто прошел через учебу на стадионе, сейчас и вторую сцену Мариинского театра смогли бы по первому – красивому проекту, который забраковали как слишком сложный – построить. Теперь таких технически сложных строек наверняка станет больше – от новых небоскребов до новых театров и «аэроэкспрессов».

    Причина № 2.
    Спорт и шоу будут круглый год

    Интерес публики к футболу – вещь непостоянная. Сейчас он не слишком высок (во многом по вине российской сборной), но предстоящий Кубок конфедераций, а затем чемпионат мира по футболу заполнение стадиона обеспечат. Впрочем, стадион не должен и не будет использоваться только как арена для «Зенита». Нашему городу с его шестимесячной зимой и пасмурным летом давно был нужен круглогодичный стадион, на котором можно проводить соревнования по многим другим видам спорта. Благо видимость поля с трибун и акустика отличные.

    Не меньше перспектив имеет «Санкт-Петербург арена» в области искусства и шоу-бизнеса, недаром же для первого теста,  11 февраля, были выбраны сценическое действие и мотошоу. Дворцовая площадь как главная концертная площадка города все же холодновата. К тому же стадион на Крестовском имеет большой плюс в глазах как организаторов шоу, так и зрителей. Билеты на концерты эстрадных звезд обычно достаточно дороги – по несколько тысяч рублей, даже если это не Денис Мацуев. Но при выступлениях на новом стадионе их можно продавать, к примеру, вдвое дешевле и тем самым привлечь вчетверо больше зрителей, обеспечив хорошие гонорары артистам и арендную плату управляющей компании.

    Причина № 3.
    Это – красота, которая не требует жертв

    Стадион поможет восстановить не только спортивную, но и архитектурную славу Петербурга. Ее создали городу постройки периода от начала XVIII века до конца 30-х годов прошлого столетия, отмеченного появлением ряда памятников конструктивизма, монументального «Дома Советов» на Московской площади и того же стадиона им. Кирова. Построенные позднее – в 1970–80-е годы и считавшиеся по тем временам «знаковыми» СКК им. Ленина, Морской вокзал,  «Прибалтийская» и тому подобное ничего примечательного в архитектурном отношении не представляют. В отличие от нового стадиона на Крестовском, который стал уникальным объектом даже по мировым меркам. К тому же ему повезло с местом (спасибо архитектору стадиона им. Кирова Александру Никольскому): между рукавов Невы, на берегу Финского залива, среди зелени двух парков. А сейчас к этому добавились футуристический силуэт ЗСД и растущий неподалеку «Лахта центр». Все это войдет в галерею  «открыточных» видов Петербурга и станет столь же узнаваемо, как разведенные мосты и шпили Петропавловки и Адмиралтейства. Здесь можно будет проводить различные фестивали и праздники (вплоть до «Алых парусов»), но и без того экскурсионные фирмы круглый год станут возить сюда туристов.

    Еще один вклад арены в архитектуру:  она задала уровень качества, планку, эстетический стандарт, на который всем уважающим себя архитекторам и застройщикам отныне придется ориентироваться. В общем, красота, конечно, требует определенных усилий и расходов, зато многократно их окупает.

    Цена вопроса.
    Дорого? Как считать...

    Итоговая стоимость «Санкт-Петербург арены» у всех на слуху – 43,7 миллиарда рублей. Сумма весомая. Но если разделить ее на 10 лет строительства, то получится 4,4 миллиарда рублей в год. В масштабах четырехсотмиллиардного (в среднем за эти годы) бюджета города – не столь уж много, около 1 процента. Представьте, что стадион не стали бы строить – и бюджеты всех городских комитетов: по строительству, благоустройству, здравоохранению, архивного получили прибавку в 1 процент. Хоть кто-нибудь это заметил бы? Вряд ли. А вот лиши сейчас Петербург новой арены на Крестовском… это трудно даже представить.

    Стадион в цифрах:
    79 метров – высота стадиона без пилонов.Это самая высокая арена в России. Ее высота позволяет сохранить великолепную видимость с трибун при большой вместимости
    46 тыс. чел. – вместимость верхнего яруса трибун; 22 тыс. чел. – вместимость нижнего яруса трибун
    3 часа смогут работать на полную мощь осветительные приборы стадиона за счет резервных источников питания
    71 тыс. кв. м – площадь раздвижной крыши, что равно трем Красным площадям
    32 км составит длина линии, которую образуют кресла стадиона, если их выстроить в ряд
    4 часа – время,  за которое выкатное поле весом 8400 тонн перемещается за пределы чаши
    288 тыс. кв. м – общая площадь помещений.
    Площадь поля – 9840 кв. м
    68 тыс. чел. – вместимость на матчах
    80 тыс. чел. – вместимость на концертах
    16 кафе и ресторанов на 5 тыс. мест
    2420 туалетов
    32 тыс. тонн – вес металлоконструкций стадиона, что равно весу четырех Эйфелевых башен

    Владимир Новиков. "Районы. Кварталы" № 4, март 2017

    Текст: Новости Московского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Московского района Санкт-Петербурга
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1