• От кольца до кольца
    27 сентября 2017, 10:27
    От кольца до кольца

    В газете «Московская застава» уже неоднократно появлялись материалы под рубрикой «В координатах времени». В свежем номере у читателей снова появилась возможность заглянуть в прошлое.

    Между этими снимками дистанция во времени – почти 90 лет. А потому не удивительно, что на старой фотографии место, так хорошо знакомое каждому жителю района, узнается с трудом и не сразу.

    Год 1928-й.  На Московском шоссе, у линии Окружной железной дороги, идет прокладка трамвайных рельс. Там, за насыпью, на месте нынешнего Рощинского сада и КДЦ «Московский» видны невзрачные постройки, типичные для рабочей окраины.

    Памятник архитектуры  эпохи конструктивизма – легендарный ДК им. Ильича работников завода «Электросила» появится на их месте спустя три года.

    Да и сам путепровод Окружной железной дороги со временем разительно изменит свой облик. Вместо совершенно невзрачного и утилитарного сооружения на одной из главных улиц города в начале 50-х будет построен путепровод, облицованный гранитом и украшенный фигурными перилами, накладным декором, вазами и торшерами по сторонам. Архитектор В.Д.Кирхоглани, проектируя путепровод,  не стал сдерживать свою страсть к оформлению. И среди питерских утилитарных сооружений XX-го столетия виадук на Московском проспекте, пожалуй, самый декорированный.

    Но сначала был трамвай. Вместительные «Американки» и округлые тяжеловесные «Слоны», симпатичные «Стиляги» с мягкими диванами и «Аквариумы» с панорамными окнами, «Машки» - все они в разные годы ходили по центральной магистрали нашего района, начиная с 1928 года. С тех самых пор, как у завода «Электросила» было построено первое оборотное  кольцо, которое просуществовало до 1941 года.
    Трамвайные рельсы связывали все районы города, достигая самых отдаленных его уголков. К примеру, в с 1929 по 1937 г.г. на трамвае № 16 можно было доехать от Малой Охты до «Электросилы», а потом – и до Благодатного переулка. Трамвай № 15 почти сорок лет (с 1953 года) связывал Московский район с Васильевским островом. А маршрут № 29 шел в Кировский район, на Турухтанные острова.

    Транспортная схема проектировалась таким образом, чтобы ленинградцы могли проехать через весь город без пересадки.

    В былые годы из Московского района в центр пролегало пять трамвайных маршрутов. Студенты из Межвузовского городка изучали город, катаясь на трамваях от кольца до кольца, с увлечением  читая его  каменную летопись. А после футболь¬ных матчей на стадионе им. С.М. Кирова с Крестовского острова именно трамваи оперативно развозили стотысячную армию болельщиков по всему городу.

    Трамвай в Петербурге в те годы  был больше, чем трамвай. Протяженность его путей составляла 320 километров, а наш город считался самым трамвайным в мире и был трижды занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

    29 сентября петербургскому трамваю исполняется 110 лет. Возможно, следующим этапом его развития станет эра легкорельсового скоростного трамвая. Но это уже совсем другая история.

    Текст: Новости Московского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Московского района Санкт-Петербурга
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5