• Не опускайте руки!
    25 сентября 2019, 17:34
    Не опускайте руки!

    Часто ли вы беретесь за работу с мыслью «пфф, то, что я делаю абсолютно бессмысленно»? И как часто вы получаете положительный результат от такой работы?

    Все мы когда-либо поступали так. Работали «спустя рукава», не верили в исход. И если работа заключается, например, в поиске ошибок в документе, то «итог» в виде отсутствия ошибок не так уж и плох.

    Но какой итог можно ожидать, когда работаешь с людьми, а особенно с детьми? А тем более с детьми-инвалидами.

    Так поступил и я. Ко мне однажды обратились родители ребенка с поражением центральной нервной системы (7 лет) с просьбой заниматься с их сыном в бассейне. Мальчик достаточно «тяжелый»: умеренная умственная отсталость, задержка речевого развития, эмоциональная нестабильность. Его родители сами не понимали, чего хотят. Просто хотели, чтобы кто-нибудь занимался с их ребенком в бассейне. И я согласился. Но не представлял чему можно обучить этого ребенка. В воде его руки замирали, ноги беспорядочно пинались, все предметы в бассейне были безразличны, рот не закрывался и он постоянно камнем шел ко дну и захлебывался.

    И я «опустил руки». Решил, что невозможно чему-либо его обучить и воспитать. Но мне платили за эти занятия, поэтому я продолжал исправно раз в неделю заниматься с ним по полчаса. Что я при этом делал? В основном – держал ребенка в положении лежа на груди. Искусственно создавал такое положение, что ему не оставалось ничего другого, кроме как работать ногами. Руками он не двигал, а ногами колотил во все стороны.

    Так прошло около 3 месяцев, и я заметил, что ногами он стал работать ровнее. Мне даже стало казаться, что иногда он создавал «тягу» и если бы я его не держал, то он поплыл бы вперед. Я начал добиваться того, чтобы он держал горизонтальное положение без моей поддержки. Постепенно. Этот процесс был очень долгим. Но ещё через пару месяцев этот мальчик мог работать ногами, держась руками за снаряд. Но я всё ещё не верил, что можно добиться чего-то более.

    Настала очередь рук. Невозможно было объяснить упражнение или заставить его выполнять. Поэтому пришла в голову мысль создать условия, при которых у ребенка не будет выбора. Ему просто придется начать двигать руками. Решение нашлось – нетонущие манжеты на лодыжки. Ноги просто всплывали и, чтобы не захлебнуться, мальчик начинал махать руками. Очень «педагогично», но, черт возьми, это сработало! Ещё пару месяцев занятий и он мог проплыть 2 метра самостоятельно!

    Тогда я начал верить в себя, в этого ребенка и выкладываться на каждом занятии. Причем не только с ним. С этого момента для меня не стало «слишком сложных» детей.

    Этим примером я хочу сказать всем педагогам, у которых есть «слишком сложные» дети: «Не опускайте руки! Пытайтесь!» За тот короткий промежуток времени, что вам уделено провести с ребенком-инвалидом, попытайтесь воспитать его, научить.

    P.S.: примерно через год после первого занятия я выставил этого мальчика на местные соревнования по плаванию. 25 метров вольным стилем. На середине дистанции он вдруг повернулся и схватился за бортик. Его сняли с дистанции, но это было не важно. Его мама не могла поверить в то, что происходит.

    Автор: Алексей Статыгин, инструктор-методист по адаптивной физической культуре СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района»


    Текст: Новости Московского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Московского района Санкт-Петербурга
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5