• Московское отделение Ассоциации юристов России предложило отрегулировать работу рекомендательных сервисов, используемых в социальных сетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах. Эту инициативу поддержали в комитете Государственной Думы по информационной политике. Депутаты согласились, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет. Рекомендательный контент должен отключаться по желанию пользователей.

    «Про формирование туннельного синдрома в социальных сетях говорят уже очень давно. Благодаря рекомендательному алгоритму пользователь видит только то, что ему в понимании социальных сетей интересно, и не видит конкурирующих точек зрения. Большая часть рекомендательных сервисов - западные. Весь их бизнес построен на генерации умной ленты. Чтобы пользователь проводил максимальное количество времени на определенном ресурсе и, помимо контента, потреблял еще и рекламу», - считает главный редактор медиакоммуникационной платформы «Телеспутник» Павел Желтов.

    Авторы инициативы аргументируют свою точку зрения тем, что рекомендательные системы могут целенаправленно формировать потребности человека, влиять на его мнение и выбор, что дает экономические преимущества заинтересованной стороне. Кроме того, распространяя информацию, рекомендательные системы ограничивают информационное поле пользователя, погружают его в информационный пузырь, максимально комплиментарный убеждениям пользователя. Это ведёт к поляризации общественного мнения, сокращению информированности общества, повышается риск социальных конфликтов.

    При этом механизм работы рекомендательных алгоритмов сегодня непрозрачен и непубличен, что оставляет пространство и возможность для манипулирования мнением пользователей в интересах ИТ-компаний. Чтобы снизить риски манипуляций было бы полезно ввести механизм общественного наблюдения (контроля) за алгоритмами.

    Эксперты считают, что появление в России правового инструментария регулирования работы рекомендательных сервисов позволит бороться с использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента и в целом сделает российский сегмент интернета более прозрачным и понятным для граждан.

    «Мне кажется, что для интернет-гигантов история отказа от механизма формирования умной ленты слабопредставима. Стоит помнить, что ряд крупных сервисов, Тik-Тоk или Яндекс-Дзен, вообще построили свою модель существования на системе рекомендаций. С другой стороны, были истории, когда западных интерет-гигантов заставляли исполнять российское законодательство. Так что будем смотреть, что здесь решит регулятор», - считает Павел Желтов.


    Текст: Новости Московского района
    Фото: pixabay.com
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3